ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ, АЗИИ, АМЕРИКЕ И АФРИКЕ

К Р Ы М. СВЯТО – УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ




К Р Ы М

СВЯТО – УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает «ущелье Марии». Тропинка вьется по его дну среди деревьев и кустарников, по бокам поднимаются отвесные скалы. Глядя на ущелье с вершины, понимаешь, что в древние времена люди были мудрее нас и ценили красоту природы, стараясь жить в гармонии с ней, поэтому для своих домов, а уж тем более, для монастырей они выбирали самые красивые места. Именно здесь, много веков назад, возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму. Точно определить время его основания сегодня не берется никто.

Существует две версии.

Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII – IX веках бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похоже а древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находится источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи – свои новые жилища.
Монастырь существовал на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалеку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники датируемые VI веком. Эти находки подтверждают первую версию.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками в 1475 году он был перенесен на новое место.

О том, почему именно здесь появился Успенский монастырь, рассказывают древние предания.

Первое предание. В давние времена в ущелье пастух по имени Михаил пас овец. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли – икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом, находившийся в окрестных горах.
Но утром иконы в доме не нашли – она вновь оказалась на той же скале, на том же месте. Тогда поняли люди, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступеньки и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этомусобытию. А ущелье получило название Марьям-дере – ущелье Святой Марии.

Второе предание рассказывает о злом змие, поселившемся в этих краях и пожиравшем скот и людей. Греки и генуэзцы стали молиться Пресвятой Богородице, прося освободить их от змея. Однажды ночью они увидели на горе горящую свечу. Чтобы добраться до нее, вытесали в скале ступени и, поднявшись по ним, увидели образ Пресвятой Богородицы. Рядом с иконой лежал мертвый змей. Обрадованные люди вознесли благодарение Богу, змея разрубили на части и сожгли. С тех пор жители окрестных деревень стали приходить на гору и молиться Богородице.

Еще одно предание сообщает, что чудотворная икона Божьей Матери, появившаяся на Успенской скале, была перенесена туда из монастыря в Сумеле близ Трапезунда (ныне территория Турции).
Древний Сумельский скит был основан в 386 году монахами Варнавой и Софронием, которым указала путь от Афин до места пустынножительства икона Богоматери Одигитрия, что в переводе означает «Путеводительница». Эту древнейшую икону предание относит к временам апостольским и приписывает к 72 иконам Богоматери работы Евангелиста Луки. Эта икона несколько столетий находилась в главном храм скита. Известный русский историк и археолог Н.И. Репников в начале XX века видел икону Одигитрии и подтвердил ее древнее происхождение, относя написание иконы к VIII – IX векам.

Архимандрит Дионисий писал: «в чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердой надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал своеобразным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным промыслом».
Древний пещерный храм и сам монастырь получили название Успенского в честь великого события – Успения Пресвятой Богородицы.

С 1817 по 1838 г. в монастыре побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Федоровна, великие князья и княгини.

На средства от пожертвований уже в 1850 году соорудили колокольню. Но дальнейшему благоустройству помешала война 1853 – 1856 г.г. В монастыре располагался госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых. Умерших воинов хоронили на монастырском кладбище.

После войны храм в честь Успения Богоматери отреставрировали. Лестницу, ведущую в храм, расширили. На месте явления чудотворной иконы Божьей матери построили балкон и отреставрировали роспись – в центре образ Богоматери с Младенцем, по разные стороны от нее два ангела и семь херсонесских священников.

В древнем Успенском храме находились главные ценности монастыря: икона Успения Богоматери в серебряной ризе, копия иконы Богоматери «Панагия» также в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, копия иконы Богоматери Киево-Печерской в серебряной вызолоченной ризе, икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божьих и Крест с изображением распятого Иисуса Христа.

После революции монастырь просуществовал несколько лет и в 1921 году его закрыли.
Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году.
Вновь была отреставрирована пещерная Успенская церковь, лестница ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи. Восстановлена настенная иконопись над балконом Успенской церкви и колокольня.
Потянулись в монастырь паломники поклониться святому месту, помолиться у знаменитой иконы Божьей Матери именуемой «Троеручница».

Предание о появлении иконы «Троеручница».
Святой Иоанн Дамаскин был оклеветан перед калифом Дамаска и обвинен в воровстве. По восточному обычаю, разгневанный калиф велел отрубить руку святому и повесить ее для всеобщего обозрения. Иоанн вымолил возвратить руку и долго слезно молился Богородице, прося помощи. От перенесенных страданий святой Иоанн Дамаскин заснул и во сне увидел Матерь Божью, которая сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно рукой своей». Проснувшись, он увидел, что случилось чудо: отрубленная рука срослась. Святой заказал сделать серебряную руку и приделал ее к нижней части иконы Богородицы. Эту икону, Иоанн взял с собой в монастырь Палестинской пустыни. Памятуя слова, сказанные ему Богородицей, святой много трудился, он сочинял в Ее честь каноны, тропари и песнопения.

В XIII веке икона была подарена архиепископу Сербскому Савве и перенесена в Сербию. Когда на эту страну напали турки, то монахи, спасая икону, привязали ее на спину ослу. После долгого путешествия осел привез икону к воротам афонского монастыря Хиландар. Монахи с благоговением сняли ее со спины животного и поместили с великими почестями в алтаре, но на утро ее нашли на епископской кафедре. Так Божья Матерь Троеручница стала Хиландарской Игуменьей.
С иконы «Троеручница» делали списки, на которых изображали Пресвятую Богородицу, а внизу - руку святого Иоанна Дамаскина.
Икона, хранящаяся в Свято-Успенском монастыре, считается чудотворной.


Создан 02 ноя 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Flag Counter