ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ, АЗИИ, АМЕРИКЕ И АФРИКЕ

ЕГИПЕТ. ГОРА МОИСЕЯ, МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ, ЦВЕТНОЙ КАНЬЕН (ИНФОРМАЦИЯ СКОРО БУДЕТ ОБНОВЛЕНА)

ПОДЪЕМ НА ГОРУ МОИСЕЯ, ВСТРЕЧА ВОСХОДА СОЛНЦА; ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ/IVв./; ОСМОТР ЦВЕТНОГО КАНЬОНА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПОДЪЕМ НА ГОРУ МОИСЕЯ И ВСТРЕЧА ВОСХОДА СОЛНЦА

Летом 2005 года автор с семьей отдыхал в Египте в Шарм Эль Шейхе. Днем было жарковато – температура поднималась выше + 50 градусов, поэтому мы основное время проводили в море температура которого была + 30 градусов – отлично! В такую жару на экскурсии ездить было не совсем удобно, т.к. в пустыне воздух был практически раскаленный и дышать было не совсем хорошо, тем более, что основные интересные места Египта мы посетили ранее. А вот от ночной экскурсии в святые места, мы не могли себе отказать, поэтому решили совершить паломническую поездку к Горе Моисея, где Всевышний вручил Моисею нерукотворные каменные стрижали веры с десятью заповедями, а так же посетить монастырь Святой Екатерины IV в. и на обратном пути заехать в уникальный цветной каньон – разлом в земле глубиной с небоскреб.
Взяв с собой запас питьевой воды, получив в гостинице сухой паек, в 23 часа мы выехали в поездку…

Гора Моисея – Библейская гора Хорив высотой 2285 метров находится на Синайском полуострове. Каждую ночь на ее вершину поднимаются паломники из разных стран, чтобы очиститься от грехов и встретить там рассвет.

По преданию, тот кто поднялся на гору Моисея, встретил там рассвет и искренне загадал сокровенное желание, тому Всевышний отпускает грехи и если желание было на самом деле искренне, то оно обязательно сбудется.
Мы поверили в эти предания и решили совершить пеший подъем на эту Святую гору, встретить там рассвет и попросить Всевышнего об исполнении заветных желаний.

На вершину горы Моисея ведет два пути, которые начинаются за монастырем Святой Екатерины.

Первый – более короткий, но более крутой и трудный – это 3750 ступеней, вырубленных монахами в скалах. Он уходит на право за монастырем и идет резко в гору. По этому пути трудно подниматься, но спускаться по нему можно. Идти вниз легко, камни уложены ступеньками и отшлифованы ногами многих поколений паломников, которые с древних времен поднимались и спускались по нему.
Путешествуя по этой тропе, паломники выходят в небольшую долину, окруженную со всех сторон горами. В долине находится необыкновенной красоты озеро перекрытое запрудой и мостиком.

Второй – более легкий, пологий и долгий сделанный специально для паломников в XIX в. составляет 7 километров. Подъем по нему занимает 2,5 – 3 часа.

Всем паломникам, в том числе и нам, выдали фонарики и разрезая иссиня черную ночь лучами фонарей мы двинулись к вершине по второй дороге. На протяжении всего пути местные бедуины постоянно очень навязчиво предлагали всем желающим свои услуги - подвезти на верблюдах на вершину горы.
Когда из совершенно черной ночи появляются бедуины с верблюдом на веревке с криком… «kamel» /верблюд по-английски/, что означает – садись – прокачу, то этот призывный крик не у многих вызывает желание прокатиться – энтузиазма на лицах людей я не видел. А если учесть, что в Африке с водой «напраженка» и верблюды никогда не мылись, то когда это «ароматрое» мохнатое животное «выныривает» из темноты от куда то сверху и свое мордой лезет к лицу туристов, то это вызывает самую непредсказуемую реакцию. Женщины шарахаются в стороны и прячутся за спины мужчин, а последние, если они настоящие мужчины, встают на защиту своих соплеменниц, хоть многих из них видят впервые. Так получилось и у нас. Я под свою опеку взял около десятка женщин и разгоняя аборигенов, то вежливым отказом, то сдержанным «рычанием», мы двинулись вперед.
Паломники обычно шарахаются от услуг «прокатиться на верблюде», но некоторые искушались и соглашались проехать за 10 – 20 $, кто как договорится. Ох уж эти искушения, которые подстерегают нас на протяжении всей жизни. Частенько нас искушает жизнь и не все способны противиться им...
Мы решили, что этот путь мы обязательно преодолеем пешком, как бы трудно это не было и пошли в поход готовые перенести все трудности и превратности, какие бы нам не преподнесла дорога.

Дорога вначале была спокойная, т.к. шла по тропинке чуть поднимающейся в гору, но со временем ее крутизна увеличивалась и вскоре мы шли по узкой тропе, с одной стороны которой была бездонная пропасть, а с другой – отвесная скала. А если к этому прибавить, что периодически нас обгоняли верблюды ведомые поводырями и из ночи выныривали то
бедуины то верблюды жаждущие нас подвезти, то все это было очень необычно и придавало своеобразный восточный колорит нашему походу и некоторую долю риска, поэтому адреналин в нашей крови присутствовал.

Пройдя 2/3 пути по лицам людей и их скорости подъема было заметно, что они уже начали уставать, а некоторые даже очень, но никто не сдавался и все шли вперед. За время подъема было несколько привалов и желающие могли утолить жажду прихваченною с собой водой или купить ее у бедуинов.
Меня поразила японская пара преклонного возраста, которая карабкалась в гору периодически подталкивая друг-друга чуть ниже спины. И так как один из супругов был, мягко говоря, тучноват, то второму пришлось попотеть...

И вот, остались последние 150 - 200 метров – самый ответственный и трудный участок пути, т.к. ступеньки на нем были выше, чем обычно, и многие уже выбились из сил, то эти метры некоторые из туристов преодолели, в том числе и автор, на 4-х конечностях…

Была кромешная тьма, никто никого не знал, никто ни на кого не обращал внимание, люди стремятся только добраться до цели, а цель у всех одна – вершина горы Моисея. Я в первый раз попал в такую захватывающую поездку, когда все движимы только одним – подняться на гору и встретить там рассвет…

И вот наконец то, преодолев 7 километров, за 3 часа мы достигли первой цели – мы на горе Моисея. Когда мы поднялись, то оказалось, что многие места уже заняты. Поэтому пришлось потрудиться, чтобы найти хорошее место для лицезрения восхода солнца и для фотографирования этого неповторимого зрелища.

Минут через 20, когда первая эйфория поубавилась, мы поняли, что на горе, мягко говоря, прохладно. Если у подножья горы днем было более +50 градусов, то на вершине в футболке, свитере и куртке - было холодно. Когда мы стали «несколько замерзать», то увидели бедуинов, которые и здесь устроили свой бизнес - торговали матрасами и верблюжьими одеялами по 10 $ за штуку. Раньше бы мы не обратили внимания на ни разу не стиранные матрасы и одеяла сделанные из шерсти «душистых» верблюдов, но сейчас никто на такие мелочи не обратил внимание. Моя дочь очень привередливо относится к «не совсем свежим вещам» и я полагал, что услугами «душистых» одеял она не воспользуется, но увы, я ошибся, через 20 минут нахождения на пронизывающем ветре она первая сказала: «… пора купить матрас и одеяло, а то они закончатся и нам не достанется…». Что мы и сделали.
Да, холод дело серьезное, и я еще раз убедился в том, что когда «припекает», то люди не обращают внимание на всякие мелочи…

Через некоторое время небо стало сереть, проявились верхушки соседних гор. Вдалеке показалась вершина горы Екатерины, которая была выше той горы, где находились мы и это было прекрасное зрелище, когда из темноты вначале проступили контуры горы, а затем сама гора со всеми ее выемками и бугорками.

В свете сереющего утра мы оглянулись и увидели, что на вершине горы негде было яблоку упасть. Люди сидели и стояли рядом друг с другом. У всех на лицах были улыбки.
По разговорам мы поняли, что на эту Святую Гору пришли паломники из многих стран. Слышалась речь русская, украинская, английская, немецкая, итальянская, французская, японская и некоторых других стран, языка которых автор не знает. Все поднялись на вершину горы воодушевляемые единым порывом – встретить восход солнца на Святой Горе и попросить Всевышнего об исполнении заветных желаний. Многие читали молитвы, некоторые просто улыбались, радуясь лицезрению чуда… У всех было возвышенное настроение от увиденного и пережитого…

И вот, на горизонте вначале показался слабый солнечный лучик, все замерли в ожидании чуда, а затем показался краешек солнечного диска – все вздохнули с облегчением, люди зааплодировали, каждый на своем языке закричал ура!!! И в это время священнослужители, которые были в паломнической поездке в Египте, запели Великое Славословие – песнопение, которое пели древние христиане при восходе солнца.
В душе у всех был праздник и все восприняли это с воодушевлением.

На вершине Горы Моисея возведена часовня Святой Живоначальной Троицы в которой паломники из Украины отслужили Благодарственный молебен. Первоначально часовня была возведена в 532 году императором Юстинианом, однако затем была разрушена и в 1934 году вновь была возведена на старом фундаменте.

ЭКСКУРС В ДРЕВНЮЮ ИСТОРИЮ.

После исхода Евреев из Египта, Господь призвал Моисея на вершину одной из Синайских гор, где вручил ему нерукотворные каменные стрижали веры с десятью заповедями.
1. «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.»
2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
4. «Помни день ссудный, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоєму».
5. "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
6. «Не убивай».
7. «Не прелюбодействуй».
8. «Не кради».
9. «Не произноси ложно свидетельства на ближнего твоего».
10. «Не желай дома ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, что у ближнего твоего». («Исход», 20:1 – 17).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ IV в.

Мы посетили уникальный, в своем роде, красивейший, сохранившийся с древних времен по настоящее время, монастырь святой Екатерины / IVв./.

Монастырь святой Екатерины, один из самых древних в христианском мире. В нем находится самая богатая, после Ватикана, библиотека, в которой собраны бесценные манускрипты и древние иконы. Там самая маленькая епархия в мире.
За всю свою историю, монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или поврежден.

Мать императора Константина, Елена, потрясенная святостью этих мест, в 330 году приказала построить небольшую часовню, в честь Богородицы, на месте Неопалимой купины и башню – убежище для монахов, на случай набегов кочевников.

В IV веке император Юстиниан приказал построить церковь – ту, что в последствии стала храмом Преображения. Для защиты монахов от кочевых племен Юстиниан разместил на территории монастыря военный гарнизон и возвел вокруг храма мощные крепостные стены, превратив монастырь в мощное фортификационное сооружение, сохранившееся до наших дней.
В 640 году, после завоевания арабами Египта, монастырь стал оплотом христианства в мире ислама.
Согласно преданию, Магомет в 625 году даровал покровительство монахам и выписал им охранную грамоту и они были освобождены от уплаты налогов.
В VIII веке император Лев III приказал выламывать и закрашивать святые образы в христианских общинах. Но географическая удаленность монастыря святой Екатерины спасла его, и он остался почти единственным владельцем бесценного художественного достояния.

Монастырь расположен в глубине узкой долины, на высоте 1570 метров выше уровня моря и окружен крепостной стеной из гранитных блоков высотой 12 – 20 метров и толщиной – 2 - 3 метра.
Территория монастыря площадью примерно 85 на 74 м. /в форма неправильного квадрата/.
На территории монастыря двенадцать часовен, библиотека, галерея икон, трапезная, гостиница, резиденция архиепископа, который является и игуменом монастыря и проживает в нем.
Внутренняя территория монастыря напоминает средневековое поселение: строения стоящие вплотную друг к другу, построены в различных стилях и отличаются друг от друга.

Самое святое место в монастыре – часовня Неопалимая Купина, расположенная за алтарной частью церкви. Сам куст растет за стеной часовни.

В часовню нельзя входить в обуви, как это сделал Моисей, когда Бог указал ему на святость этого места:
«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть святая земля» (Исход3:5).

Часовня три на пять метров, украшена прекрасной голубой керамикой.
Корень Неопалимой Купины обозначен круглым отверстием в мраморной плите, как в Вифлеемском храме – место Рождества Христова. Плита покрыта серебряной крышкой, на которой выгравированы иконы. Над корнем Неопалимой Купины возносится не большой мраморный престол.
Сегодня жив не только корень Неопалимой Купины, но и сам куст, который находится за алтарем, за высоким каменным ограждением.
Обычно паломников к этому месту не пускают, но мам сделали исключение и даже разрешили его сфотографировать.

«ОХВАЧЕННЫЙ ПЛАМЕНЕМ КУСТ КУПИНЫ ГОРЕЛ И НЕ
СГОРАЛ / ОТСЮДА НАЗВАНИЕ - НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА/.
ТАК БОГ ЯВИЛСЯ МОИСЕЮ В БЕЗЛЮДНОЙ ТИШИНЕ
СИНАЙСКИХ ГОР».

Храм Преображения.
В храме сохранилась великолепная коллекция древних икон – более 2-х тысяч. Храм внутри длиной 40 и шириной 20 метров разделен на три нефа двенадцатью монолитными колоннами из гранита, каждая из которых украшена иконой с празднуемыми святыми месяцами и внутри каждой колонны сокрыты мощи мучеников – столпы на которых стоит храм.. Колонны завершаются мощнейшими капителями.
Иконостас состоит из четырех деревянных резных позолоченных
панелей с иконами Иисуса Христа, Богоматери, святой Екатерины и
Иоанна Крестителя.
В раке, с права от алтаря почивают мощи святой Екатерины, освещаемые днем и ночью множеством серебряных лампад.
С деревянного потолка сделанного из ливанского кедра свисает белее пятидесяти серебряных, медных и хрустальных лампад спускаются с потолка на цепях Позолоченные шары в средине каждого паникадила – все светится отражениями огней.

История святой Екатерины.
Святая Екатерина родилась в аристократической семье из греческого царского рода в 294 году в Александрии. Она была красива и умна и не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения. Монах – сириец рассказал ей о женихе ее души, Иисусе Христе. При крещении она приняла имя Екатерины (при рождении ее имя было Доротея).
Святая Екатерина, будучи от природы умна, получила прекрасное образование. Римский император Максимин собрал 50 мудрецов со всей империи, которые не смогли убедить ее поклоняться идолам. На оборот, она убедила в необходимости веры во Христа.
В начале IV века, во времена гонения на христиан, она, находясь под пытками, обратила в христианство членов императорской семьи и римской аристократии. Согласно преданию, во время пыток, из ее ран текла не кровь, а молоко. 25 ноября 305 года ее обезглавили. После казни ее тело исчезло.

Прошло несколько столетий, прежде чем синайские монахи смогли обнаружить мощи святой, которые, по преданию, ангелы перенесли на вершину самой высокой горы Синая, ближайшей к монастырю. Ее мощи не были тронуты тлением и сохранились целыми.
Поднявшись на гору монахи обнаружили, что мощи святой истощают сладчайшее миро, которое они собрали в склянки, почитая его, как чудодейственное. Один из монахов, Симеон Пятиязычник, семь лет жил на горе рядом с мощами святой, моля ее о том, чтобы она дала ему часть своей святой руки. И наступил день, когда с левой руки отделились три пальца, монах их забрал и отвез в аббатство святой Троицы в Руане. В X – XI веках монахи перенесли мощи святой в монастырь: череп, золотой венец осыпанный драгоценными камнями, а так же левую руку с кольцами и геммами. Они были помещены в ценные серебряные раки с рельефными фигурами святой Екатерины и стоят у алтаря в храме Преображения.
С тех пор гора и монастырь приняли имя святой Екатерины.

На территории монастыря есть несколько разных колодцев, обеспечивающих его жителей водой. Справа у входа в монастырь находится «Колодец Моисея», где согласно преданию, Моисей встретил семь дочерей Иофора и старшая из них, Сепфора, стала его женой.

Библиотека монастыря.
В библиотеке монастыря хранятся более трех тысяч манускриптов, большая часть которых написана по-гречески, остальные на десяти языках, среди которых: коптский, армянский, грузинский, сирийский, эфиопский, арабский. Тексты в основном теологические, но есть исторические и научные. В этой библиотеке, среди прочих ценных рукописей, находятся два знаменитых античных кодекса: сирийский кодекс и синайский кодекс. Первый – является сирийской версией Евангелия /IV в./.
Кодексы, находящиеся в монастыре, вместе с Александрийским в Лондоне, Ватиканским в Риме и Ефраимским в Париже – самые ценные древнейшие рукописи Библии.
В монастыре хранятся так же многочисленные древние иконы, которых насчитывается более двух тысяч. Они размещены в храме, в капеллах и в других помещениях.

Монастырский сад – чудо на фоне безжизненных скал. Он выращен монахами, которые издалека приносили для него землю. Дождевая и талая вода для его полива собирается в специальную цистерну. На его территории расположено монастырское кладбище, примыкающее к склепу, в котором хранятся кости монахов, скончавшихся в монастыре за столетия. Умершего сначала хоронят на маленьком кладбище, где всего три могилы высеченные в камне. Затем через несколько лет его кости вынимают, омывают, высушивают и кладут в склеп кладбищенской часовни: отдельно черепа и отдельно кости. Останки архиепископов хранятся в отдельных нишах. Традиция таких захоронений имеет духовный смысл - наглядное напоминание живущим о бренности бытия и практический – в гранитном грунте трудно выдолбить могилы.

Распорядок дня. День в монастыре начинается в 4 утра молитвой. Литургия заканчивается в половине восьмого. С 15 до 17 часов – вечерняя молитва. Совместная трапеза в монастыре после вечерней молитвы.

Если вы внимательно смотрели первую часть этого повествования, то помните, что многие паломники поднимаются на Гору Моисея, встречают там рассвет и при этом обращаются к Всевышнему с просьбой отпустить им грехи и исполнить заветное желание.

ПРОСЬБА АВТОРА БЫЛА УСЛЫШАНА И ЧЕРЕЗ 9-ть МЕСЯЦЕВ ВСЕВЫШНИЙ ДАРОВАЛ ЕМУ СЫНА !!!