ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ, АЗИИ, АМЕРИКЕ И АФРИКЕ

Владимирский собор в Киеве

История Владимирского собора в Киеве и христианских святынь, которые в нем находятся.



Владимирский собор в Киеве

 

  История Владимирского Собора В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу.

 

 Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования. 12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

 

 С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава.

Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

 

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

 

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь. Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

 

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма. Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибках в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

 

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов.

В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

 

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир. За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву. Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора.

 

Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников. Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах.

Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

 

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор. 12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

 

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство. 1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко. В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

 

Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1995 году в Свято-Владимирском храме состоялся собор Украинской православной церкви Киевского патриархата, на котором митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

 

Святыни, которые находятся во Владимирском соборе:

Священномученик Макарий, митрополит Киевский, был ранее архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря. Священномученик Макарий, митрополит Киевский В 1495 г., после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, собором русских архиереев совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита.

 

В 1497 г., послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар. 1 мая 1497 года вторгшиеся на Русскую землю татары убили митрополита Киевского н всея Руси Макария в селе Стриголове, на реке Вжище, где святитель совершал Богослужение. Вместе с ним были убиты и захвачены в плен многие из его паствы.

 

Тело святителя было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг.

 

Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.

Святые мощи святителя Макария, прославленные от Бога нетлением и чудесами, покоятся ныне в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.

 

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье.

Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2).

 

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие».

 

Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

 

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

 

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении.

 

Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

 

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)».

 

Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней. К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле».

 

Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей. В конце дня Варвару отвели в темницу.

 

Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем".

 

На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8).

Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия.

 

Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

 

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.

 

Гербовецкая икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской церкви чудотворной.

Считается покровительницей Молдавии. Празднование в честь Гербовецкой иконы совершается 14 (1) октября. История Происхождение иконы неизвестно, её появление в Гербовецком Успенском монастыре (Молдавия) связывают с событием, произошедшим незадолго до Рождества 1790 года.

 

Тогда в обитель к игумену Пахомию прибыл из Подмосковья его старый приятель полковник Албадуев. Здесь с ним произошёл трагический случай: необъезженный конь сбросил гостя, причинив смертельную рану. Это произошло 14 декабря, а 17 декабря полковник был погребен в монастырской церкви. После этого приехали родственники и привезли в дар Гербовецкому монастырю семейную реликвию, — передававшуюся из поколения в поколение старинную икону Божьей Матери. С тех пор она и стала называться Гербовецкой.

 

Трижды в истории монастыря он был уничтожаем турками, но каждый раз, возвращаясь в оскверненный монастырь, братия находила среди пепла неповреждённый образ Богородицы, разве что края полотна оказались почерневшими, да краска местами вскипала. Но лики Богородицы, младенца Христа и их руки остались неповреждёнными. Богомольцы приносили в дар иконе различные пожертвования на её украшение.

Так, некто Степан Лупов и его жена Елена Иванова украсили икону серебряной ризой, а при настоятеле Иерониме эти ризы вызолотили и добавили драгоценные камни, поместив образ в киот. В начале XX века история иконы оказалась связанной с священномучеником Серафимом (Чичаговым). В 1908 году он был назначен епископом Кишинёвским и Хотинским и ввёл в обычай совершать еженедельно службу перед иконой с чтением акафиста. В мае 1995 года Успенский монастырь был вновь открыт и с тех пор Гербовецкая икона в зимнее и весеннее время (до Пасхи) пребывает в нём, а в остальное время переносится по храмам Кишинёва и окрестных сёл. Иконография По иконографии

 

Гербовецкая икона относится к типу Одигитрия. Младенец Иисус, сидит на левой руке Богородицы, в левой руке у него свиток, правая сложена в благословении. Икона написана холсте, наклеенном на липовую доску. Случаи чудотворений Все случаи чудотворений, происшедших от иконы, фиксировались и многократно проверялись.

 

В 1861 году, во время крестного хода с иконой из Кишинёва в монастырь исцелились парализованная М. И. Гречин-Людвигская и страдавший лихорадкой священник Никифор из села Гординешты. В этом же году исцеление получила 5-месячная дочь священника Варфоломея Усаневича. В 1862 году от укуса зверя заразились бешенством трое детей. Одного из них, сына священника тут же отправили в Кишинёв молиться перед чудотворным образом и он остался жить, а другие дети умерли.

 

В начале XIX в. Чудотворная икона «одета» в серебряную одежду, украшенную драгоценными камнями. В таком прекрасном виде она находится и сегодня.

 

Во Владимирском соборе она находится со времен Великой Отечественной войны. На сегодняшний день она находится слева, в центральной части собора.

 

Икона Божией Матери, именуемая "Нечаянная Радость", пишется так: в комнате, вверху икона Божией Матери, а внизу около нее коленопреклоненно молящийся юноша.

 

Предание говорит об исцелении некоего юноши от плотской страсти через эту святую икону. Юноша молился по привычке перед образом Пречистой, и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: "О Госпожа, кто это сделал?" На что Богородица отвечала: "Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего".

 

Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов.

 

Эта чудотворная икона находится справа у алтаря Владимирского собора в Киеве.

 

Трагедия заключается в том, что Владимирский собор в настоящее время принадлежит раскольникам. Но, от этого святость этого места никуда не исчезла!



Создан 10 фев 2013



  Комментарии       
Всего 4, последний 7 мес назад
Любов 15 мая 2015 ответить
Велике щастя в тому, що нарешті наш чудовий собор став належать українцям, народу, на територіїї якого він збудований. Бо колись Москва забрала силоміць митрополію з Києва, забрала волю і хоче пануввати над душами, втілюючи політику свого ФСБ Кирила-Гундяєва. Історя розставляє все на свої місця. Загарбники духовні скоро покинуть українську землю. Слава Ісусу Христу! Слава Україні!
   
Ирина 27 янв 2016 ответить
Героям слава!
   
astrahan 04 апр 2016 ответить
Что ж вы, бедные, злобой то всё пышите? даже здесь умудряетесь. Об иконе здесь говорится. О Боге. о Матери божьей. Нет. И здесь надо ввернуть слова ненависти. Бедные, вы , бедные.....
hetmehtam 04 мая 2016 ответить
смерть раскола неизбежна) вы безбожники и христопродавцы! бог покинул украину и пока не вернётся- покуда будете корчиться в смертельных агониях, зарывая своё будущее в землю!
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Flag Counter